Шедевры

автор

Александр Голованов,

май 2002 года

(редакция: ноябрь 2002 года)

Остальное творчество автора

Добавлен: 4.01.03

Архив Клуба Молодых

Графоманов

"Чёрная кошка как знак удачи" или "весна на Волге"

Глава 1. Добро пожаловать в Кострому.

Кострома гостеприимно встречала нас тучками и не слишком тёплым воздухом. Однако даже при такой погоде Волга, которую мы могли видеть с моста во всём великолепии, была прекрасна.

Мне было ужасно плохо, я съел целую пачку чипсов, и те стремились вылезти наружу. Только одна мысль будоражила мой мозг – скорее бы приехать! Но вот внезапно, сразу после рынка возник дом, называемый костромчанами «дом с пионерами» за фигуры пионеров на фасаде, к которому мы подъехали.

На двери во дворе (подъезд раньше был сквозным, но теперь вход с улицы заделали) висел кодовый замок, подобный тем, что ставят в Москве, но ржавчина на всех кнопках кроме трёх заветных выдавала код с головой. Вокруг находились деревянные, часто сгоревшие убогие гаражи и сараи, рядом стояла синяя кривая колонка, из которой капала вода. Со двора дом представлял собой неприметное строение бежевого цвета, на котором кое-где осыпалась штукатурка. Внутри же нас встретили облезлые стены, грязные и зачастую разбитые окна, а также крутая трёхпролётная лестница, благодаря которой подъём на пятый этаж (самый верхний) казался бегом к вершине телебашни. По центру же была шахта, очень смахивавшая на шахту лифта в старых домах.

А в квартире, где нас ждали наши родственники, было светло и очень уютно, даже несмотря на то, что люстр было очень мало, а вместо них свисали с потолка обычные лампочки. Зато здесь была арка, оклеенная современными обоями и многое другое, что в совокупности давало ощущение очень тёплого и хорошего дома.

Бекины, то есть те, к кому мы приехали, отхватили себе по обычному воинскому сертификату замечательную квартиру в Костроме. Центр города, одна из главных улиц., пятый этаж, три комнаты и два (!) санузла!

У Бекиных было три дочки. Одна, трудолюбивая, умная, которая уже училась в институте и вышла замуж за одного хорошего парня, была у себя дома. А две других (которые трудолюбием не отличались) сидели тут, и мы были рады увидеть друг друга. Алёнка, младшая, мне понравилась внешне больше, чем её средняя сестра (внутренне я их знал уже давно, тогда как не видел много времени, и они изменились – было что оценить). Она отличалась не только более мягкой и привлекательной внешностью, но и более покладистым характером.  Кроме того, она была младше меня.

Как-то вечером Алёна решила позвонить своему парню, что и сделала. А я стоял рядом и кричал всякую чушь, типа «Алёнка, наливай!». И вообще весь вечер я провёл весело, так как мы с девчонками бегали друг за другом, толкались, обнимались, падали на диван вместе, в общем, как маленькие дети. Так безбашенно я не проводил время уже очень давно.

Впрочем, я должен вам ещё рассказать, почему мы собственно приехали. Дело в том, что у самого старшего Бекина, Сергея aka Дядя Серёжа был день рождения – целых 45 лет исполнилось ему. И мы решили рвануть в Кострому на выходные. Я долго колебался, ехать или нет, и принял положительное решение, о чём, забегая вперёд, до сих пор совсем не жалею, хотя и пришлось мне ради этого пропустить «прогонку сквозь строй» выпускников. А жаль, искренне жаль, ведь многих из них я больше никогда не увижу. Но я утешил себя мыслью, что большинство ещё заедет не раз навестить родной лицей, чтобы встретится со старыми друзьями и учителями. К тому же, мне не пришлось созерцать тот позор, который подготовили наши одноклассники выпускникам в подарок (какая-то ущербная пьеска). По слухам спектакль был ужасным, и если бы я получил такой «подарок», то схватил бы ноги в руки и побежал бы из лицея рысью.

Глава 2. Один звонок решает всё.

Кроме беготни друг за другом по квартире, Алёна ещё и висела на телефоне. Видимо, это занятие она любила точно так же, как фанатела от телевизора. Я уже говорил о том, что она звонила своему парню, Денису. Наверное, если бы он всё услышал, что я там орал в трубку и поверил, то обходил Алёну километров за десять, замаскировавшись под куст.

Из разговоров Алёны со мной я понял, что у неё есть две «основные» подруги: Юля и Наташа (самое интересное, что вторую я видел в один из приездов, но благодаря дырявой памяти на лица, уже совершенно не помнил). Честно сказать, не помню, кто же кому позвонил – Алёна Юле или наоборот, но мне как-то сразу захотелось поговорить с той, кто была на другом конце провода. Конечно, Алёна вручила мне трубку, да оно было и к лучшему. Состоялся такой разговор:

Я: Алло!

Юля: Да.

Я: Привет.

Юля: Привет (смеётся)

Алёна: Спроси что-нибудь.

Я: Как тебя зовут, Юль?

Юля (ржёт, уже ржёт): угадай!

Я: Не знаю, как тебя могут звать?

Юля смеётся.

Я: Может, Юля?

Юля: Догадливый!

Ох, как жаль, что я не помню весь ход разговора. Было бы неплохо, если бы вместе со мной вы почитали шедевр моей глупости, так подкупающий (непонятно почему) девушек! Ну, уж, наверное, я не просто так стал говорить о некой Юле, если бы тот самый разговор не имел глубоких последствий.

Но сначала я хочу рассказать о другом. Я всегда мечтал познакомиться с девушкой в каком-то незнакомом месте, можно сказать, на её территории. Так уж сложилось, что удалось мне это в Костроме. Кроме того, меня очень тянуло посмотреть древний город, побродить по живописному берегу Волги, и таким образом я мог убить сразу двух зайцев. Это я и сделал; по нашему уговору на следующий день мы должны были пойти на совместную прогулку – я, Алёна, Юля и Голди (собака то есть). Само собой, я был очень рад.

Весь оставшийся вечер я, помимо бесиловки с младшими и трапезы со старшими Бекиными, был занят мыслями о завтрашней встрече. Не знаю, затевал ли я что-нибудь серьёзное. Едва ли. Мне было просто интересно, что может получиться из такого спонтанного знакомства. Думаю, ей тоже было интересно.

Алёна показывала мне Юлькины фотографии, но по-прежнему благодаря дырявой памяти на лица её я помню очень смутно. Эх, а жаль. На фотографии я её «распознал» смутно, рассчитывая дополнить впечатление встречей.

Наконец, с мыслями о Юле и взведённым на 9 часов будильником я лёг спать, чтобы с утра пойти с собакой, Алёной и Юлей по улицам и скверам Костромы…

Отступление о богах.

На самом деле любой москвич (и, должно быть, петербуржец), являющийся частью молодёжи, может почувствовать себя богом. Для этого надо всего лишь поехать в провинцию. Так тебя, конечно, на руках носить не будут, но точно будут внимательно слушать (может, даже не подавая вида), стараясь понять, что же «модно» в Москве и следовать этой «моде». Правда, есть определённый риск. Эффект может быть противоположным, в ваших провинциалах может сидеть ненависть за ваше мнимое благополучие.

Как бы там ни было, о втором варианте я знаю понаслышке, так как в обоих из двух моих «столкновений» с провинциалами всё было на моей стороне (первое – с группой из Челябинска в Питере). В Костроме при слове «москвич», произнесённого в отношении человека, все замирали.

Впрочем, вам могло показаться, что я высокомерен по отношению к своим сверстникам не-из-Москвы. Это не так. Я считаю, что нам, москвичам, есть чему поучиться у них. Москва убила в нас то чувство свободы и близости друг другу, которое я увидел в Костроме и чуть ли не чувствовал кожей.

Глава 3. С днём рождения

Утром я проснулся без десяти девять, и сначала, когда белый цвет обоев ударил мне в глаза, я не понял, где нахожусь. Когда я осознал, что в Костроме, первым делом посмотрел на часы и выключил будильник, так и не успевший зазвонить. Промелькнула мысль: «А вдруг Алёна уже ушла?» Я вскочил и направился на кухню, где вчера легла Алёна. Но, как выяснилось, она перекочевала в комнату, а на кухне уже хозяйничали дядя Серёжа и его жена, тётя Лена. Разговор шёл неспешный. В колонке гудело пламя газа, нагревая воду. Я быстро заскучал и пошёл обратно.

Впрочем, оживление очень быстро нарастало по мере того, как просыпались хозяева и их гости. Наступила финальная часть подготовки к пиршеству. В одной из комнат поставили стол, на котором вслед за скатертью появилось множество разнообразных блюд. Затем пришла чета Чемодановых, то есть Ольга и её муж, тёзка отца семейства, и ещё одна чета, чьи имена почему-то никто не называл, употребляя слово «гости». К слову, самым значимым подарком оказался «наш» мобильный телефон Siemens, чему мы были несказанно рады (читать с долей иронии). В последнюю очередь удосужились «воспрянуть ото сна» мои родители, и тогда все сели за стол.

Было не слишком шумно. День рождения протекал по, должно быть, всем вам хорошо знакомой схеме «тихий домашний праздник с гостями v. X.X». Сначала самые близкие тосты, как всегда, наполненные искренностью и любовью (вот это уже без иронии), которые все так любят говорить, слушать и слышать на подобных «тусовках».

И тут я очень отчётливо понял, что что-то не так в сегодняшнем дне. Но это было отнюдь не отрицательное. Конечно, это было солнце! Вспомнилось вчерашнее грязно-серое небо, тучи, от которых и на душе становилось как-то серо и скучно, и вечерние лучи солнца, красиво освещавшие соседние обветшавшие дома, которые я тогда принял за случайность, насмешку природы, но на самом деле они предвещали хорошую погоду. Сложно было вообще представить, глядя сегодня в окно, что ещё вчера чуть не шли дожди.

Кстати, до начала празднества мы с Аней ходили на рынок, который достоин отдельного абзаца в немного грустной картине Костромы. Дело в том, что я смог оценить те жалкие потуги, которые делала администрация области, чтобы к 850-летию хоть как-то залатать дыры.

Помнится, по английскому была такая разговорная тема: «Преимущества и недостатки больших и маленьких городов». У меня было впечатление, что я сам перед собой отвечаю эту тему, когда я смог трезво оценить Кострому (читай: маленький город) в отсутствие докучающих родственников, при этом, как вы понимаете, в Москве я уже успел прожить целых пятнадцать лет, и знал о больших городах не понаслышке.

Рынок представлял собой большую огороженную территорию, на которой торговля развернулась по всем фронтам: от маленьких «лоточников» до павильонов. Яркий пример вышеуказанных попыток «довести до ума» город - дорожка под галереей торговых рядов. Она была только-только обновлена мелкой тротуарной плиткой. Но и её местами выломали, а местами она треснула. Павильоны тоже не давали большого плюса, по крайней мере, с моей точки зрения. Зато цены поражали своей либеральностью.

А тем временем я поел, и мы с Алёной и Аней вышли из-за стола.

Глава 4. Чёрная кошка.

Финальный звонок, и мы втроём спускаемся бегом по лестнице. Особенно смешно было слышать громкие шаги Ани, словно спускается не девчонка шестнадцати лет, а шестидесятилетний мужик. Мы вышли и направились через двор, мимо сгоревшего гаража, скульптурной композиции с фонтаном, когда-то изображавшей некую сказку, рынка. Далее наш путь лежал через полуразвалившуюся лестницу, по которой было страшно идти. После неё девушки совершенно неожиданно свернули во двор. Я ещё раз убедился, насколько маленький город Кострома. Даже до своего друга Андрея Зюзина, который, кажется, совсем недалеко живёт, я иду дольше. А тут всё рядом, всё близко, полгорода ты знаешь… Совсем другое ощущение, нежели в Москве; так, например, я совсем недавно открыл район, очень красивый, с парком и симпатичным прудиком, и так и хотелось воскликнуть: «Почему я раньше здесь не бывал?»… Юля смотрела на нас с балкона, впрочем, я её не заметил, и сказала мне об этом Алёна. Сначала из двери вышел какой-то мужик, что раскалило мой трепет ожидания до предела… И вот, она сама.

Выглядела Юля старше Алёнки, и мне это понравилось. Это была, пожалуй, такая девчонка, про которую можно сказать: «Всё при ней». И голос идеально соответствовал её внешности. Поздоровавшись, мы пошли, как ни странно, рвать сирень.

По дороге я и Юля перебрасывались любопытными взглядами, стараясь через вид оценить нового знакомого. Определённо, нас притягивало друг к другу с самого начала, как противоположные полюса магнитов, которые держали так долго за столько километров. Любовь с первого взгляда? Нет, конечно, просто симпатия, которая могла вылиться в нечто большее, могла остаться ничем, могла превратиться в дружбу.

Поход за сиренью позволил мне сорвать пару веток и протянуть Юле. Та посмотрела на меня несколько удивлённо своими блестящими зелёными глазами, но «презент» взяла, сказав как-то очень тихо «спасибо».

Вопроса «куда идти дальше» не возникало. Мы сразу же решили прогуляться по берегу Волги. Рядом с рекой был большой красивый тенистый парк (по границе которого проходила самая настоящая железнодорожная ветка). Солнце заливало всё вокруг, рассыпало искры на воде.

Вскоре мы нашли симпатичное брёвнышко, игравшее роль скамейки. Перед ним был след костра, говоривший о том, что когда-то был пикник. Рядом, в воде, стояло подобие дома (по сути дела, это был дом на большом бетонном кубе), которое являлось причалом. Судов на Волге почти не было, лишь иногда мимо с треском проходил небольшой буксир. Мы болтали о том - о сём (даже не помню, о чём, но погода, солнце и Волга располагали к приятной беседе).

А что же Юлька, спросите вы. Юлька мне нравилась. Она была проста и разговорчива, не пыталась показать себя ещё лучше, чем она была (это бы всё только испортило). Я о ней мало мог сказать. Всё, что было сказано, повторять нет смысла. Мне нравилась её неиспорченность, чего недостаёт многим московским девушкам. Тем лучше и краше была в моём сознании Юля.

Дальше мы направили свой путь вверх по склону к торговым рядам, прошли мимо них и оказались в другой части приволжского парка. В нём располагались скульптуры двух героев разных времён – Сусанина и Ленина. В этом наблюдалась некая символичность, причём её можно было трактовать по-разному, и я это оставляю вам. Пройдясь мимо разных памятников, артефактами разбросанных по парку, мы пошли к террасам, спускавшимся к реке, по которым проходили дорожки, и, очевидно, именно это место особенно любили горожане летом. Аня шла чуть поодаль и нюхала сирень, что вызывало наши шутки на эту тему. Мы подошли к борту дорожки, сделанному из гранита, я его отряхнул и предложил сесть Юле. Та, к моему величайшему восторгу, согласилась.

Кострома – прекрасный город, очень красивый, с большими перспективами. Там, пожалуй, нужна сильная рука, как в Москве. Но последней, конечно, проще: на ней не висит обуза в виде области, она сама по себе, тогда как Кострома и Костромская область – один субъект России, и городу, понятно, не всегда хватает.

Я ясно давал понять Юле, что не хочу, чтобы она уходила, просил её остаться, когда она говорила о возвращении к себе домой. Она, впрочем, с лёгкостью отзывалась на мои «мольбы». Но всё же всё когда-нибудь кончается, как поётся в песне, и мы вернулись к дому Юли, где и разошлись: я и Аня – домой к нам, Алёна и Юля – «по делам».

По дороге домой я рассказывал Ане, как мне нравится Юля, и это была чистейшая правда. Она меня притягивала (хотя я, конечно, повторяюсь), в ней было нечто особенное, хотя, может, я это воображал (в моём случае различия не было). Мы шли и обсуждали меня и Юлю, когда перед лестницей из-за машины выбежала пара чёрных кошек. Они как раз пересекали нашу дорогу. Поймите меня правильно: я не слишком суеверен, но всё же стараюсь не искушать судьбу. Та, что бежала быстрее, остановилась в нерешительности, увидев нас, и я, воспользовавшись моментом, отогнал животных.

Дома было уже тихо и спокойно; Алёна скоро вернулась, я даже не заметил, как и когда, и тогда мы втроём занялись обычным делом – стали беситься.

Я много говорил о том, что весна вытворяет с людьми странные и в то же время прекрасные вещи; убеждался лично в этом неоднократно. Я не боюсь ещё и ещё раз нырять в этот омут и чувствовать, ценить красоту момента. Наша – моя и Юлина - взаимная симпатия рождала всё это прекрасное, и не чувствовать было просто невозможно.

Глава 5. Мальчики и девочки.

Знаете, есть у меня дурная привычка: спешить, торопить развитие отношений с девушками, а они этого часто боятся, ой боятся. Ну и тут у меня тоже возникла идея из этого «цикла» - встретиться ещё раз с Юлей. Время от времени я подходил к Алёне и просил её позвонить моей новой знакомой. Сам не знаю, зачем было звонить именно Алёне именно Юле, но всё же это то, чего я хотел. В итоге младшенькая позвонила своей подруге Наташе и договорилась о встрече с ней и их парнями. А я, соответственно, должен был идти с Юлей. В общем, мальчики к девочкам, как издревле повелось на этой планете. Алёна набрала Юлин номер, к моему величайшему удовольствию рассказала, что я всё просил её позвонить. Но далее трубку вновь передали мне. К этому моменту в голове мысленно был пролистан весь справочник «Охмурялки» ((с) Неофит), так как я ожидал, что бой за прогулку будет напряжённым. Однако я ошибся: Юля не только с радостью согласилась погулять и назначила время встречи сама, но и как-то оживилась, узнав, что Алёны с нами не будет.

Единственное, что омрачало всю ситуацию – отсутствие времени (я думаю, вы понимаете, что менее часа - это то же самое, что ничего, если речь идёт о девушке). Тем скорее я хотел встретиться. Мы с Алёной дошли до «Места Х», где и разошлись.

Мы же с Юлей пошли к реке (думаю, что если бы я вас попросил отгадать, куда мы пошли, вы бы с большой вероятностью так и ответили). Мы шли через парк к тому самому брёвнышку, на котором уже сидели. Я помню, как солнце, клонясь к горизонту, освещало ярко-ярко воду; непрерывный поток света, отражаясь от волн, рвался сквозь листву к нам. Было так тепло и приятно, что хотелось просто радоваться жизни.

Мы в таком праздничном настроении сели на бревно, и я рассказал о своей жизни, о том, как мы были с классом в Питере, о Москве, о компьютерных клубах и ещё бог знает о чём. И, в свою очередь, я хотел узнать, чем живёт Кострома. Из Юлиных слов следовало, что основные развлечения это сходить куда-либо с друзьями погулять или сходить с ними же на дискотеку (как же, как же, знаем мы эти дискотеки… дискотека «Reactor» с так называемым ди-джеем и «Руками Вверх!»). «Весело у вас там. У нас скучно», - подытожила Юля, и это высказывание меня шокировало и заставило задуматься. Я всегда думал, что скучно живу, но, во истину, всё познаётся в сравнении, а лучшее – враг хорошего. Юлька, имея, видимо, весьма смутные представления о размерах Москвы, поинтересовалась о каком-то своём родственнике (друге?), но я, конечно, не знал такого.

Время «ч» настало, и пора было нам расходиться по домам. Мы шли не спеша. Расставаться не хотелось. Но я надеялся на встречу завтра, перед самым отъездом.

Я был очень рад встрече и накопил огромный запас положительных эмоций. Я бежал через двор к дому, взлетел по лестнице, забежал в наш дом, ещё раз взлетел по лестнице, позвонил в дверь… И тут меня ждал очень неприятный сюрприз.

Млин…

Но не пойду я к нему…

Жить хочу…

Ах…

(Припев) Вот и кончилась фигня…

Мля…

Надоело мне фигнёй страдать…

А. Мурашкин. Песня ЛОЛа. Идеально подходит к нашей следующей части.

Глава 6. Прости меня моя любовь (по Земфире)

Когда я услышал то, что я услышал, время будто резко провалилось. До пары часов. Просто мы уезжал в этот же день, хотя должны были на следующий. Это ввело меня в ступор. Я, конечно, отдавал себе отчёт в малой вероятности завтрашней встречи, но всё же это было лучше, чем знать наверняка, что её не будет. Поэтому моей целью на тот момент стало отговорить родителей от этой затеи.

Мама согласилась, и я, казалось, уже точно знал, что ещё ночь я всё же буду в Костроме. Но иллюзия закончилась словами папы, который принял решение. И оно было, как вы, должно быть, догадались, не в мою пользу. С моей стороны я не стал делать попытки что-то изменить – мне не хотелось ругаться из-за этого.

Однако, пойдя с Аней и Голди гулять (состав, как видите, менялся, хе-хе) я решил всё же встретиться с моей костромчанкой. Я позвонил ей и попросил выйти к подъезду.

- Привет, - сказал я ей. Что я мог сказать ещё? Наверное, по моему тону она поняла, что что-то не ладно.

- Привет, - ответила она и подтвердила мои мысли: - Чего такое?

- Я уезжаю сегодня.

Она выразила на лице сожаление и удивление одновременно. Очень искренне, и я это заметил.

- Сегодня?

- Да…

- А почему?

- Родители решили…

В последовавшее время, когда Аня ушла куда-то гулять с собакой, мы стояли, смотрели в небо и говорили очень мало. Как прекрасно было наше молчание! Всё было кристально понятно без слов. Мы оба прониклись чувствами другого. Мы оба хотели побыть вместе, тем более теперь, зная, что час расставания ой как близок. А вдруг это любовь с первого взгляда, никто ведь до сих пор не знает, есть она или это лишь нечто похожее на любовь… И она смотрит в никуда, и я. И я хочу что-то спросить, и она, но мы понимаем, как это бессмысленно и не важно для нас… А сколько в этом было энергии! Я бы не удивился, если бы рядом рухнуло дерево или от нас в провода над головой вдруг ударил разряд. Эмоциональная энергия была в тот момент настолько сильна, что я, осознав это потом, сам себе удивлялся (я думаю, вы её тоже почувствовали, ведь я всё время употребляю «А» в начале предложения, говорю словно взахлёб). И тут, когда мы почти расстались, а эмоции накалили воздух до предела, я вдруг захотел…

- Можно? – спросил я у неё негромко.

- Не надо, - так же тихо ответила Юля, - будет только хуже.

На этом мы расстались, обещая звонить и записав номера на ладонях. А на машине лежала чёрная кошка, лоснившаяся на свету, и провожала меня взглядом.

Я вернулся домой невероятно счастливым. То, что со мной происходило, было таким сильным зарядом положительных эмоций, и расставание оставило в душе чувство невероятной лёгкости, горькой, но дарующей радость. Я лежал на подушках на полу, в полуотключке от счастья, а Аня теребила мою руку и спрашивала, что со мной творится. А я был просто счастлив, вот и всё.

Мы невероятно быстро собрались и сели в машину. Тут я понял, что что-то не так. И точно – всё небо было затянуто тучами, из которых сыпался мелкий дождь. Когда мы ехали по Костроме, я проводил взглядом ту лестницу и её дом, пока его было видно, когда мы переезжали мост через Волгу, а затем он скрылся из виду, да и Кострома закончилась.

Всё это было 363 километра назад, что по сути своей мелочь, но мелочь непреодолимая для парня пятнадцати лет. Жаль, Юлька, наверное, нашла себе парня, а я не нашёл себе девчонку, и не хочу. Это она была моей девчонкой, моей девушкой, моей Юлькой, моей провинциалкой, моей чёрной кошкой.