Шедевры

Творчество

Графоманы 

Информация

Приёмная клуба

Чат – Комната

Форум

Гостевая книга

Мнения

Конкурс МГ

Пишите нам  

 

автор

Константин Кузнецов,

23 декабря 2002 г.

 

Остальное творчество автора

Оставить мнение

Написать автору

 

 

Оцените произведение

Отлично!

Понравилось

Средненько

Так себе

Не понравилось

 

посмотреть результаты

 

 

Добавлен: 5.03.03

Архив Клуба Молодых

Графоманов

Тривиальное чтиво

«Будущий золотой фонд классики сейчас лежит на лотках».

Юрий Никитин

 

Я позиционирую себя, как непримиримый противник попсы и ширпотреба. Мне глубоко противно 99 процентов книг и музыки, вышедших из-под пера моих соотечественников, но в то же время мне не нравится 99 процентов того, что пишут все музыканты и писатели за пределами России. Так что патриотизм или его отсутствие тут ни при чем. Дело в сути.

А суть такова, что авторы этих самых 99-ти процентов алгеброй гармонию поверить пытаются, а потом, разработав для себя четкий алгоритм написания «хороших» (читай: продаваемых) книг, все оставшееся время посвящают удовлетворению читательского спроса.

Надо ли говорить, что на Борхеса или Картасара спрос гораздо ниже, чем на Перумова и Доценко? Потому-то доценко и перумовых у нас через одного, а борхесов – один на миллион.

Но речь не о том.

Мне хотелось бы поговорить о книгах, относящихся к так называемой легкой литературе или литературе развлекательной. Поговорить о том, чем живет этот жанр и каковы тенденции его развития.

Развлекательная литература, как жанр, имеет право на существование. Как сказал один из героев А. Громова (цитирую по памяти): «Лучше пусть народ в электричке читает мои опусы про Перееханного Дрезиной, чем глушит водку». Трудно не согласиться с этим. А, согласившись и признав, давайте попробуем разобраться, как наша тяга к развлекательному чтению удовлетворяется.

Сразу оговорюсь – речь идет о наших писателях.

Разделим чтиво на несколько категорий: фантастика, фэнтэзи и «криминальная драма».

К первой категории относятся романы из различных фантастических серий, за небольшим исключением. Здесь помещены романы, повествующие о наемниках, сражающихся против злых инопланетян и гуманоидов. Суперагенты и супергерои тоже живут здесь. Их будни – непрерывное действие, перемежающееся сексом, зАговоры, заговОры и спасение человечества от множества опасностей. Все поклонники Стальной Крысы знают авторов подобных опусов наперечет, так что мне нет нужды их перечислять.

Чем же мне не угодили эти ребята? А не угодили мне они своей примитивностью. Тем не угодили, что сюжеты 99-ти процентов (нравится мне эта цифра) их книг описаны мною в предыдущем абзаце. Более того, они об этом знают, но менять ничего не станут, потому что никто не рубит голову курице, несущей золотые яйца.

В своем последнем романе («Орден святого бестселлера или выйти в тираж») господа Олди дали четкую характеристику тому положению вещей, которое имеет место быть в писательском мире. Пусть я не писатель и не вращаюсь, а книга Олди – фантастика, но, несомненно, доля правды в их словах есть.

Нельзя не отметить и то, каким языком пишут. Это, впрочем, замечание общее, касающееся не только фантастики, но и остальных жанров, ибо последние тенденции таковы, что в писатели идут люди, литературного образования не имеющие. Отсюда полное отсутствие языка, умения грамотно построить произведение, правильно выписать персонажей и их взаимоотношения. Я не филолог и даже не претендую, но пустить на двух страницах два одинаковых оборота – это, простите, ни в какие ворота не лезет. Ну, автор прозевал, бывает, но куда смотрит редактор? Или в редакторы у нас тоже люди без образования идут?

А как насчет незнания материала? Человек описывает киберпанковское общество (тупо содранное у Гибсона), пишет о глобальных сетях, хакерах и пр., а на следующей странице я натыкаюсь на такое вот нечто: «…тихо жужжа охлаждающими моторчиками, компьютер отсеивал информацию…» Это что такое? Снова ляп редактора, пропустившего ляп автора? А, по-моему, просто халтура. Грубая и неприкрытая. Дескать, читатель и так схавает, отвлекшись на описание перестрелки на лазерных бластерах? Схавает и попросит еще. К слову сказать, тираж у этого шедевра – 15 тысяч. И это при том, что тираж книги Юрия Алкина «Цена познания», одной из лучших книг, выпущенных в этой серии, всего пять. В чем здесь загвоздка? В чем причина такой дискриминации? Я не знаю.

 

Фэнтэзи. Сказки для детей и тех, кто недалеко от них ушел в своем развитии. Цитируя все того же Громова (и опять-таки по памяти): «Человек, пишущий фэнтэзи, уподобляется дяде, играющему в песочнице. Да не просто играющему, но еще и призывающему окружающих посмотреть на его дивные куличики».

Типичный представитель вида: Ник Перумов. Типичный герой: мастер меча и/или магии, ученик мастера, обычно выполняют какой-нибудь квест, типа «добыть рог короля сумрачных гор и протрубить в него на могиле Хнорлика мохнолапого» или кольца в вулкан кидают, а то и еще чего похлеще. Никаких особо интересных идей такая книга не содержит, но если приятно написана (читай: не Перумовым), то можно потратить на нее свободных два часа, не более.

И, тем не менее, людей, спонсирующих этот жанр финансами, очень много и количество их растет. А с чего все началось?

Все началось с Конана - киммерийца (Р. Говард) и хоббитов (Дж. Р. Р. Толкин). Были и до них книги и после них было немало, но эти два брэнда были и по сей день остаются одними из самых популярных.

Конан – типичное фэнтэзи меча и магии. Большой и мускулистый, против орд черных волшебников. Книги заполнены насилием, дамами с огромным бюстом (Говард был довольно закомплексованным молодым человеком), которых хотели все вокруг, но получал только Конан и мрачными магами, на пути которых храбрый киммериец вставал, пусть и не всегда по своей воле. Сплошное действие, напрочь лишенное какой-либо смысловой нагрузки, для подростков самое оно.

Хоббиты. Ну, на хоббитов тянуть – себя не уважать. Популярнейшая торговая марка, раскрутившаяся еще сильнее после выхода на большой экран трилогии «Властелин колец».

Но, если честно, не стоит этот «Властелин» такого к себе отношения. По детству еще можно почитать, но людям старше пятнадцати, по-моему, просто стыдно тратить время на такую ерунду. Написано отвратительно, а уж, как наши переводчики стараются, чтобы испохабить то, что и так не шедевр.… Хотя стихи переводят неплохо, но что мне стихи, если книга – 500 листов (А4), а стихов в ней страниц на десять наберется? То-то же.

С прискорбием отметим, что со времен «Властелина» ничего нового в мире фэнтэзи не произошло. Выводы делайте сами.

 

И остается «криминальная драма». Этим звучным словосочетанием наши журналисты обозвали фильм по роману Корецкого «Антикиллер». К этому жанру относятся книги, спекулирующие на интересе простого гражданина к миру криминала. Типичные представители: Корецкий, Шитов, Доценко. Типичные персонажи: менты, которых подставили, братки, которые завязали, продажные менты и братки, которые не завязали. Сюжет строится на взаимодействии всех вышеперечисленных персонажей по правилам, именуемым «понятия». Положительные персонажи живут по понятиям, отрицательные – нет.

Как подвид можно выделить «иронический детектив». Их пишет Дарья Донцова и это действительно кю. Ее романы выходят раз в полтора месяца. Вам еще нужны доказательства?

Здесь обсуждать, в общем-то, нечего. Жанр этот гнилой. Гнилой изначально, потому что задумывался, как ширпотреб и эволюционировать не собирается.

Хорошие книги, по-моему, пишет только Акунин. Языком владеет, сюжеты выдумывать горазд. Что еще нужно? Лично мне ничего. Вот только Акунин у нас один, а всех остальных много. Хотелось бы, чтобы наоборот.

 

Вроде бы всех перечислил и никого не забыл… Забыл, конечно. Еще есть женские романы («Горечь поцелуя»), ироническая фантастика («Мой папа – стальная крыса!») и ироническое фэнтэзи («Рыцарь круглого стула»), а также много еще различных издевательств над литературой и все это пользуется популярностью, как ни печально.

 

И еще несколько слов, напоследок.

Есть мнение, что среди книг, лежащих сейчас на книжных лотках, спрятались шедевры, место которых среди классики. Мне очень не хочется это признавать, но тут автор мнения прав. Каждое поколение выбирает новых кумиров. Кумиры, прошедшие через поколения, становятся классиками. В наш век, век пиара и «суггестивного шизоманипулирования» популярность того или иного писателя, да и любого другого человека, определяется тем, насколько его деятельность полезна для тех, кто на нем зарабатывает. Не получится ли так, что содержание будущих учебников по литературе (пусть не сейчас, так через двести лет) будет определяться степенью эффективности рекламной компании, проводимой в настоящий момент издательством? И не станет ли какой-нибудь Гарри Поттер плановым произведением для учащихся пятого класса?

Вот этого-то я и боюсь.

Submitter.ru - Free promoting Наша кнопка:

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ruMAFIA's Top100Allbest.ru  

Hosted by uCoz