Шедевры

Творчество

Графоманы 

Информация

Приёмная клуба

Чат – Комната

Форум

Гостевая книга

Мнения

Конкурс МГ

Пишите нам  

 

автор

Михаил Тяпков

 

фотографии по теме

 

Остальное творчество автора

Оставить мнение

Написать автору

 

 

Оцените произведение

Отлично!

Понравилось

Средненько

Так себе

Не понравилось

 

 

посмотреть результаты

 

 

Добавлен: 9.10.02

Архив Клуба Молодых

Графоманов

 

 

 

Модель культуры XXI века

 

   Для точного и эффективного прогнозирования модели культуры XXI века сначала необходимо определить основные тенденции предшествующей культурной эпохи - века двадцатого.

    Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм.
   Начало прошлого века сопровождалось упадком господствующей на протяжении нескольких столетий культуры, "крушением гуманизма". В современной культуре снова широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Классический гуманизм утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, для избранных.
     Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала, мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.
Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., поло-жила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народно-хозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
Во многом современная культура есть возвращение в прошлое. Безумный век поразительных открытий и новых течений, войн и насилия, экспрессии и безнравственности доказал, что искусство и цивилизация не могут бесконечно развиваться, ибо таким образом человечество придёт к неутешительным итогам.
Культура XXI века во многом станет возвращением к классицизму. Уставшие от вызывающих ярких красок и колоритных бессмысленных метафор люди захотят более мудрого и выдержанного реализма. Революции в культуре рано или поздно выливаются в консерватизм, а свергнутые идолы прошлых лет занимают места в пантеоне славы, зачастую более высокие, чем до своего падения. Наглядным примером служит советский период российской истории, с окончанием которого возвысились как раз те деятели искусства, что были отвергнуты в СССР.
Принято считать, что XX век породил новую космическую культуру. Каковы основные идеи новой космической культуры?
Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.
Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой при-роды.
С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии, -В.Л. Вернадским.
Основной труд В.И.Вернадского - "Научная мысль как планетное явление" - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова "ноос" - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.
В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?
Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реаль-ным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.
Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества. Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.
В XXI веке исчезнет разделение культуры на высокую и массовую, так как человек сам определяет свои пристрастия в искусстве, и именно собственные вкусы для него приемлемы.
Какие же тенденции в культуре ожидают нас в новом веке?
Во-первых, глобализация. Национальная культура стран останется, но со временем сложится культура мировая, включающаяся особенности культуры локальной. Может возникнуть международная организация наподобие "Большой семёрки" или ООН, объединяющая ведущие культурные центры и которая повлияет на естественное развитие цивилизации, искусственно видоизменяя культуру "второстепенных" стран.
Во-вторых, коммерциализация. Денежные отношения успели вторгнуться во все сферы нашей жизни, в том числе и в духовную. Искусство ради искусства исчезает: даже молодой художник, рисующий что-то "для души" конечной целью хочет славы и богатства. Это вполне нормально, ведь бизнес не уничтожает культуру, а, наоборот, ускоряет её прогресс.
В-третьих, централизация. Культура есть везде, некультурных людей не бывает, но очаги культуры распределены на Земле не-равномерно. Допустим, какая-нибудь неизвестная сибирская деревня является локальным очагом культуры, но никто о ней не узнает. пока элементы этой культуры не появятся в столице или другом крупном культурном центре. Этим объясняется и переезд деятелей искусства из провинции. Под провинцией скрывается не географическое, а культурное понятие, ведь, например, такой центр культуры, как Гжель, с территориальной точки зрения - провинция.
В-четвёртых, снижение планки нравственных ценностей. Мораль приобретает значение лишней условности, а нравственность - сугубо личностный характер. Каждый человек с годами вырабатывает шкалу допустимости для себя неких поступков, а общепринятая шкала для него неприемлема.
В-пятых, смена акцентов в культуре. Человек больше не будет единственным объектом и субъектом культуры. Уже упомянутый космизм получит широкое распространение, люди всё сильнее интересуется таинственным, непознанным, самопознание отходит на второй план.
В-шестых, утрата культурой исключительно духовной значимости. Важнее станет возможность её практического применения начиная бытом и заканчивая политической борьбой.
В-седьмых, смешение национальных культур. При современных размерах миграции в скором времени привнесённые элементы культуры начнут смешиваться с коренными.
В-восьмых, уход от цивилизации. Чрезмерный уровень раз-вития цивилизации, огромный объём информации, избыток окружающей техники - всё это способно привести человека к депрессии, духовной опустошенности. В таком состоянии он склонен стремиться к тишине и покою, которые способен дать ему только уход к органическому - природе. Подобное возвращение к корням наверняка станет одновременно и явлением культуры, и сугубо личностной потребностью.
В-девятых, снижение уровня образованности и восприимчивости к информации. С каждым десятилетием существенно увеличивается материал для изучения и познания, поэтому качество знаний неумолимо снижается, круг их растёт, зато они становятся чрезвычайно поверхностями. Вполне допустимо, что рано или поздно специальное образование будет введено уже с начальной школы. С каждым го-дом увеличивается объём информации, достигающий нас и из СМИ, и других источников. У человека вырабатывается своеобразный "ин-формационный иммунитет", он становится менее восприимчивым к потоку информации, выбирая лишь самое необходимое и отстраняясь от всего прочего. Так что информационное рабство в XXI веке нам не грозит.
Давайте обратимся к отдельным параметрам культуры, например, к искусству. Оно характеризовалось отсутствием доминирующей системы, одно течение сменялось другим. А что будет дальше?…
Литература будущего обречена на ещё большую демократизацию. Для привлечения читателей писателю недостаточно будет просто хорошо писать, необходимо привносить что-то новое, чего нет у других. Расширится круг литературных героев, литературу затронет глобальное движение в искусстве: смена социальной почвы, то есть непрофессиональность и "андерграундовость" вместо элитарного искусства. Смысловая нагрузка не будет исключена, но подаваться она будет ненавязчиво, а на первом плане - сюжет и привлекательность, точность образов. Особую значимость приобретут "эффект незаконченности" и непрозрачность литературных героев, читатель сможет по-своему видеть персонажа и самостоятельно додумывать его судьбу. Таким образом интеллектуальное чтение сольётся с такими жанрами, как детектив и фантастика. На второй план отойдёт поэзия, поскольку всё больше людей изливают свои переживания в рифмах и чужие исповеди мало кому интересны.
Живопись не претерпит существенных изменений: по-прежнему господствовать суждено авангардизму и импрессионизму, потому что реализм уступил своё место качественной фотографии, которая теперь доступна каждому. Путь к сердцу зрителя только один: оригинальные цвета и образы, поражающие воображение.
Музыка будет представлена по сути одним направлением - поп-музыкой, которая совместит в себе все прочие стиля, включая даже классическую музыку, уже в наше время отходящую на второй план. При таком ходе событий модным станет как раз течение противников эстрады, тоже, кстати, уходящая корнями к движению хиппи, панков, анархистов. Профессионализация музыки порождает пересмотр критериев её оценки, повысится важность искренности исполнителя и запоминающейся мелодии.
Кино переживёт кризис актеров. Все талантливые артисты заполоняют театры, а для фильмов остаются второсортные: красавицы-модели и мускулистые спортсмены без капли дарования. Таким образом секрет успеха ленты при достаточном бюджете - хороший сценарий и грамотная режиссура. Ну и промоушн, конечно…
Таким образом, опираясь на тенденции, появившиеся в XX веке, мы постарались спрогнозировать модель культуры будущего. Как и в прошлом столетии на развитии культуры существенно скажется движение науки (если рассматривать эти понятия по отдельности). Также многое упирается в моральною готовность людей к постоянному развитию цивилизации, то есть успешность преодоления расовых и религиозных предрассудков и конфликтов, борьбу с терроризмом и тиранией. В XX веке человечество допустило достаточно серьезных ошибок, поставивших под угрозу свободное существование на нашей планете, но удержалось от куда более смертоносных поступков. При удачном стечении обстоятельств система демократического гуманизма может продержаться долгие века, но, вероятнее всего, после какого-нибудь грандиозного открытия или обнаружения форм жизни на других планетах сформируется совсем иная, межгалактическая система ценностей, и ценности, в свою очередь, тоже изменятся. Хотя свобода и жизнь человека всегда будут оставаться верховенствующими.

Список литературы: ·
"Культурология", под редакцией Г.В.Драча, Ростов-на-Дону, Феникс, 1996 г. ·
"Актуальные проблемы культуры XX века", В.И. Доб-рынина, Москва, Знание, 1993 г. ·

 

Submitter.ru - Free promoting Наша кнопка:

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ruMAFIA's Top100Allbest.ru  

Hosted by uCoz