Шедевры
Творчество
Графоманы
Информация
Приёмная
клуба
Чат
– Комната
Форум
Гостевая
книга
Мнения
Конкурс
МГ
Пишите
нам
автор
Jocker
Остальное
творчество автора Оставить
мнение
Написать
автору
Оцените произведение
посмотреть результаты
Добавлен:
9.03.03 Архив
Клуба Молодых Графоманов |
Прагматичный романтизм
Проза для Михи* - вещь новая. Но получилось, по-моему, здорово. Его стиль
я бы определил как прагматичный романтизм, поэтику быта. Герои его -
абсолютно реалистичные персонажи, каждый со своей биографией, своими
проблемами и переживаниями, чувствами и мыслями. Миха подошёл к
образам и жизни вообще весьма необычно. Здесь нет человека-совокупности
обстоятельств жизни, как в натуральной школе, нет всесильных демонических
личностей романтизма. Героев его определяет органическое взаимодействие.
То есть, личностные свойства героя заставляют его так или иначе поступать
в жизни, влияя на её общий ход и на жизнь других людей. Люди одновременно
и создают обстоятельства жизни для других, и зависят от созданных другими.
Поэтому герои его рассказов и личностны, и обречены, подвластны общему
ходу жизни. «Воля судеб» - это прежде всего совокупность человеческих
воль. Рассказы Михи о любви, но не в её абсолютном, романтическом
понимании, а о любви с примесью - любви-иллюзии и любви-собственничестве,
о сложной совокупности человеческих чувств и эмоций. Важно, что они
немного рефлексионны, но способны на нелогичные, неожиданные поступки.
Особого смысла копаться в проблематике рассказов смыла не имеет - пусть
каждый сам определяет для себя, чего хотел автор сказать. Замечу лишь, что
подумать и порассуждать там есть мно-о-о-ого над чем. Дерзайте! А я
займусь художественной частью. Повествование невероятно поэтично,
насыщенно метафорами, описания-ми. Впрочем, Михе это удаётся блестяще -
достаточно почитать описания ночной зимней Тверской или кухни Юли. Силён и
символический пласт рассказов, особенно «Гололёда» от самого названия и
вплоть до последних строк. Огромное значение уделяется историческим
срезам, они не только параллельны действию и столь же реальны, но и
необходимы для понимания персонажей (молодость Баташина и гениальный
эпизод с Лёшей и птицей), проведения аналогий (легенда о Егерском пруде
первична по отношению к прочим событиям рассказа, на ней повязано всё
действие), созданию неких эффектов (эффект обреченности благодаря той же
легенде). Очень сильный бытовой срез рассказов. Мельчайшие детали, точно
подмеченные Михой приближают нас к героям, роднят с ними, погружают в
повествование. Быт многое говорит и о персонажах, образе их жизни (Юлин
стол, сигареты Баташина). Быт вполне органично уживается с философией,
создается
впечатление, что кухонная философия - главный источник жизненных
ценностей, хотя кухонной философии в рассказах нет и в помине. Жизнь и
смерть, любовь и ненависть - эти вечные категории оживают, обытовляются и
в то же время возносятся в рассказах Михи. Необычно, красиво, мудро.
Гениально?
*Миха - Михаил Тяпков
|