автор Константин Кузнецов, 17 декабря 2002 г.
Оцените произведение
Добавлен: 5.03.03 Архив Клуба Молодых Графоманов |
Юрий Алкин
"Цена познания"
|
Меня часто обвиняют в излишнем консерватизме. Дескать, не развиваюсь. Катаюсь по наезженной колее и даже не пытаюсь свернуть в сторону. В целях развеять эти наветы и расклепать поклепы я решил каждый месяц покупать книжку неизвестного мне автора и таким образом расширять кругозор. «Цена познания» была не первой книжкой, купленной подобным образом. Не была она и первой книжкой, о которой мне захотелось написать. Но она стала первой, о которой мне захотелось написать положительный отзыв. Юрий Алкин не в чести у наших издателей. Карманный формат, мягкая (действительно мягкая, как ткань) обложка, цена – 34 рубля, тираж – 6 тыс. Аннотация (ее я приведу чуть ниже) - бедная и привлекает внимание разве что своим минимализмом. Такую пишут для книг серии «Русский проект», причем для самых «отстойных». В общем, пройдешь мимо такой и не заметишь. Я и прошел, но спасибо моей девушке, которая обратила на нее мое внимание. Я читал ее два дня. Читал запоем, отрываясь лишь по необходимости, а, дочитав, понял – это «круто».
Рынок развлекательной литературы у нас представлен довольно бедно: фантастика, фэнтэзи да «криминальная драма». Писателей класса Шелдона у нас почти нет. Литвиновы, вроде бы, позиционируются, как «русский Шелдон», но лично я не проверял, так что утверждать не буду. Таким образом, найти роман с сильным сюжетом, написанный хорошим языком и при этом чтобы без излишков насилия и секса практически невозможно. Но не все так плохо и надежда есть. Книга Юрия Львовича Алкина «Цена познания» тому доказательство. Завязка в целом похожа на завязку фильма «Эксперимент», что, несомненно, повлияло на мое восприятие книги (кто смотрел, тот поймет меня), да и в целом во все время чтения книги меня не покидало ощущение, что все это где-то уже было. Только это книгу нисколько не портит, а скорее наоборот. Роман читается с ощущением чего-то знакомого и родного. Сюжетные ходы иногда банальны, а иногда оригинальны и остроумны. Персонажи выписаны ясно и доходчиво, так что сразу понимаешь – перед тобой живой человек, со своими моральными и этическими принципами, со своими страхами и чаяньями. Отношения между ними естественны, в них и не пахнет надуманностью. То же самое касается и диалогов – это говорят живые люди, это – настоящее. По жанру книгу можно отнести к саспенсу (но уж никак не фантастика). Эдакий триллер, но без серийного убийцы. Напряжение нагнетается постепенно, но неуклонно. Уже на первых страницах нам дают потрогать тайну, маленький ее кусочек, а потом отдаляют от описываемых в прологе событий на полгода и читатель, уже знающий, что самое интересное начнется потом, с жадностью проглатывает половину книги. Тогда выясняется, что самое интересное еще и не начиналось. И действительно, автор дает читателю небольшую передышку, после чего начинает раскручивать спираль сюжета еще быстрее. А концовка? Великолепна. Честно. Даже я удивился. Теперь об интеллектуальной нагрузке. Каждая книга, желающая именоваться хорошей, да и книгой вообще, должна иметь идею. Есть здесь такая идея. Она не оригинальна, что-то такое где-то проскальзывало, но менее актуальной от этого она не стала. Вопросы жизни и смерти, вопросы смысла жизни и бессмысленного существования, вопросы морали и вопросы этики – все это здесь есть в самом наилучшем виде. Извольте-с. Я намеренно не касаюсь подробностей. Не хочу портить впечатление тем, кто решится последовать моему примеру и прочитать этот роман. В заключение, хочу пожелать Юрию Львовичу творческих успехов, вдохновения и свежих идей. Выражаю также надежду когда-нибудь увидеть его романы в других сериях, ибо издательство, публикующее его роман сейчас, явно недооценивает Юрия Львовича.
|